В экспозиции музея имеется настоящее сокровище! Уникальнейший экспонат, личная вещь, принадлежавшая семье Ибрая Алтынсарина – чехол для постельных принадлежностей, сотканный из чистой шерсти. Музейные сотрудники гордятся бесценным раритетом, потому что это единственная вещь учителя, сохранившаяся до наших дней! Сталинские репрессии 1920-1930 годов не обошли и потомков великого просветителя – сына Абдоллу и внучку Нагиму, т.к. они считались продолжателями богатого рода Ибрая. Имущество было конфисковано, а сами они, без средств к существованию, вынуждены были покинуть родные земли. Төсек қап сохранился чудом, его когда-то подарила супруга Алтынсарина Айганыс своей сестре Разие и спустя много-много лет, дочь Разии Гульдана Тастемирова передала его в дар мемориальному музею Ибрая Алтынсарина.

 

Жемчужиной архивного фонда является оригинал книги «Шариат-ул-ислам».Это учебное пособие по вероучению И.Алтынсарин составил с целью нейтрализовать жесткое влияние фанатичных мулл. Книга написана на казахском языке арабским шрифтом. Учебник открыл путь для казахов к тем духовно-нравственным богатствам, которые заключены в учении ислама. Он был убежден, что правильно педагогически поставленное религиозно-нравственное воспитание детей и молодежи способствует их духовному развитию и гражданскому воспитанию. Книга содержит 4 раздела: 1)»Иман»; 2) «Амал-закир»; 3) «Аклах»; 4) Переводы с арабского на казахский язык сур Корана. «Шариат-ул-ислам» выпущена И.Алтынсариным в 1884 году.

 

Казахские ювелирные украшения

Казахские ювелирные украшения – яркое наследие талантливых мастеров прошлого и современности. Казахское народное ювелирное искусство занимает особое место в истории национальной культуры. Его истоки уходят в глубь веков. С древнейших времён на территории Казахстана разрабатывались богатые месторождения меди, олова, золота и других драгоценных и цветных металлов. Материалы раскопок демонстрируют высокий художественный уровень торевтики. (торевтика с греч.вырезаю, чеканю), т.е. искусство ручной рельефной обработки художественных изделий из металла. Казахские ювелиры — зергеры работали в одиночку и мастерство свое передавали по наследству. Круг предметов был очень широк, начиная с женских украшений, деталей туалета, завершая оружием, предметами для декорирования деревянного каркаса юрты. В качестве материала использовали золото, но гораздо чаще серебро. Казахским зергерам было известно множество способов обработки серебра. Главной продукцией зергеров были женские ювелирные украшения, пользовавшиеся большим спросом у всех слоев общества, что определялось не только их эстетической природой, но и рядом функциональных значений, связанных с обычаями, обрядами. Женские украшения можно подразделить на пришиваемые к одежде и съемные – вплетаемые в косы, надеваемые на кисти рук, пальцы, на шею и грудь. «Серебряный рубль – писал Р.Карутц,- отправляется скорее в косы женщины, чем в сундук, в плавильник странствующего ювелира делающего из него кольца… чем в кошель мужчины». В музея имеется коллекция из серебра. Перед вами небольшая часть, представляющая некоторые серебряные женские украшения.